Многим может показаться, что настоящая макросъемка – это удел профессионалов с дорогими зеркалками и еще более дорогими объективами. Но в этой статье мы постараемся разрушить такое заблуждение. Для этого нам понадобится любая ультразумная камера (те, на которых написано х8, х10 и т.д.), старый объектив не сильно большого фокусного расстояния (далее ФК) (Гелиос-44 на 50мм подойдет очень хорошо) и немного терпения, чтобы освоить технику. Следует помнить, что масштаб получаемого изображения будет соответствовать отношению ФК объектива фотоаппарата к ФК второго объектива. Поэтому то нам и нужен ультразумник, чтобы, поделив, например, его 400 мм ФК на 50 мм Гелиоса-44 мы получили большее увеличение, чем в соотношении 200 мм к 50 мм. Итак, приступим к практике. Для начала надо сделать макро объектив из 2-х. Для это объектив фотоаппарата надо соединить со вторым объективом передними стеклами (это важно!) друг к другу. Для этого можно использовать реверсивные кольца, которые можно купить в магазинах, но в Луганске поверхностным взглядом я таких не нашел, да и не хотелось тратить на него деньги, так что переходник (реверсное кольцо) на объективы смастерил из подручных средств. Я использовал Panasonic Lumix FZ-30 с внешней резьбой на 55 мм и Гелиос -44-2 с резьбой на 49 мм. Для переходника взял соответственно два старых светофильтра на 55 и 49 мм, вытащил из них стекла и склеил эпоксидкой внешней резьбой наружу. Получилось кольцо с одной стороны которого можно прикрутить мой фотоаппарат, а с другой – Гелиос. При склеивании нужно только внимательно следить, чтобы резьбы на светофильтрах шли строго параллельно друг другу, иначе собьется оптическая ось, когда гелиос будет прикручен под углом и качество изображения сильно пострадает. Кроме того, после склейки кольца не забудьте зачернить его внутреннею поверхность. Мне это было легко, так как я увлекаюсь масштабным моделизмом и просто закрасил кольцо изнутри черной матовой краской, которую использую для покраски машинок. Можно чернение и не делать, но тогда могу появляться лишние блики, высветленные участки на фотографии и прочие нехорошие дела. Вот моя макро-насадка: № 3- как раз склеенное реверсивное кольцо № 2 - сам объектив Гелиос № 1 - телеконвертер 2х, спонсированный мне Валексом, чтобы избежать сильного увеличения в кадре. Если же у Вас фотоаппарат с выдвигающимся объективом, на который нельзя прикручивать ничего, то надо будет приобрести переходник для светофильтров. Для ленивых реверсное кольцо можно вообще не делать, а держать в руках объектив перед фотоаппаратом, вот только это будут сплошные мучения, как я понял из своего опыта (хотя видел просто замечательнейшие фотографии, выполненные именно держанием объектиа в руке). Итак, реверсное кольцо готово, объективы скручены друг с другом и можно включать фотоаппарат. Объектив фотоаппарата надо настроить на максимальное приближение, а фокус присоединенного объектива поставить в положение «бесконечность». Так как в этом положении объектив станет наиболее коротким, что уменьшит потери света. Мой монстр в итоговом варианте: Вот все и готово к съемке. Осталось только поясните несколько деталей и дать пару советов. 1) Автоматическая фокусировка в этом режиме работать будет только в паре случаев из ста, поэтому сразу переходите на ручной режим. 2) От объектива до объекта будет фиксированное расстояние при котором получается четкий кадр, поэтому постарайтесь сразу найти это расстояние и запомнить. Фокусироваться же надо передвигая фотоаппарат вперед и назад от объекта съемки (сами можете подумать – какие это муки снять даже не быстро, а просто ползущее насекомое). 3) Используйте штатив где только возможно, так как когда в кадр влезает 1 см, то любой дрожание камеры смажет снимок (по опыту убедился, что даже выдержка в 1/200 не гарантирует четкости, при съемки приведенного ниже портрета паука приходилось проявлять чудеса акробатики и гибкости, использую вместо штатива кросовок, в который упирался фотоаппарат). 4) ГРИП на снимке зачустую меньше миллиметра, так что сфокусироваться будет очень трудно. Тут можно посоветовать только тренировки и тренировки. 5) Диафрагма от 5,6 до 8 – самы оптимальный вариант, так как если она больше, то ГРИП совсем маленький, а если меньше, то пойдет дифракция световых лучей и хорошей четкости не добиться. 6) Не пытайтесь добиться сильно большого увеличения, так как очень трудно создать композицию в кадре, в который даже и один объект толком не влазит. 7) Заранее знайте и помните как пылен и грязен мир под большим увеличением И напоследок - примеры работ:
|